Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Работы художников в послевоенные годы Прииссыккулья.

В послевоенные годы в этом регионе работают многие известные мастера графики, живописи и ваяния: В. А. Фаворский (1946), И. Ржига (1963), У. Тасыкбаев (1969), Д. Умарбеков (1985), Г. Е. Арапов (1985) и другие, создавая возвышенные образы людей и природные мотивы. Природу и людей области изображали и художники Киргизии: Г. Айтиев («Нижний Джумгал», 1949; «В Кочкорке», холст, масло, 1959; «В Ат- Башы», кисть, масло, 1969), С. Г. Айтиев («Ак-Талаа», холст, масло, 1975), С. М. Акылбеков («Ат-Башы», кисть, масло, 1966), М. Акынбеков («Кум-Бель», холст, масло, 1975), С. Бабаджанов «На берегу реки Нарын», бумага, фломастер, 1979), И. А. Белевич («Врач из Пржевальска», офорт, 1958), А. Даиров («Вечер на Сары-Джазе», кисть, масло, 1980), Л. Ф. Деймант («Связисты Тянь- Шаня», холст, масло, 1960), Н. Ф. Ефременко («Окрестности курорта Джети-Огуз», линогравюра, 1956), А. И. Игнатьев («На Суусамыре», кисть, масло, 1946; «Весна в горах Тянь-Шаня», холст, масло, 1953; «Волны и лошади», холст, масло 1969—70), Л. А. Ильина («Делегатки из Тянь-Шаня», линогравюра, 1960; «Телефонистка из Кочкорки», линогравюра, 1969), кисть Керимбеков («Окрестности Пржевальска», холст, масло, 1957; «Вечер в горах», холст, масло, 1978), Дж. Кожахметов («Близ г. Пржевальска», кисть, масло, 1964), Н. А. Конгурбаев («Утро в Рыбачьем», кисть, темп., 1972), П. М. Куринеких («Портрет студента», бумага, акварель, 1980), Е, Г. Кузовкин (серия линографий «Иссык-Куль и его люди», 1969; «Люди горного края. Золотое руно», 1980), А. Н. Михалёв (тематические серии графических работ «Ночи в Рыбачьем»; «Обновлённый Иссык- Куль», обе — бумага, акварель, 1949; «У нас в Пржевальске», 1961—62; «У рыбаков Иссык-Куля», 1975, все — цветные линогравюры; живописные серии работ «На озере Иссык-Куль», холст, темп., масло, 1957), Р. Б. Нудель «Горы Каджи-Сая», бумага, акварель, 1976), В. Г. Рогачёв (серия акварель «По Киргизии», 1975), А. А. Сгибнев (серия цветная линогравюра «Тяньшаньская сюита», 1956; «Орто-Токойское водохранилище», линогравюра, 1957), С. А. Чуйков («Юрты в Джумгале», кисть, масло, 1946, «Вечер в горах Тянь-Шаня», холст, масло, 1949), А. И. Эпп (эскиз ткани «Сон- Куль», 1970), А. Л. Шубин («На джайлоо», бумага кар., 1962), Л,-М. Филиппова («Утро. Пржевальск», бумага акварель, 1979) и др.

Киргизское море является одной из излюбленных тем художников республики. К изображению его обращались живописцы: Г. Айтиев («Полдень», 1954; «Сверкающее озеро», 1960; «Голубой Иссык-Куль, 1977), С. М. Акылбеков («На Иссык-Куле», 1960), И. П. Галь- ченко («Вечер на Иссык-Куле, 1957), А. И. Духанин («На Иссык-Куле», 1963), Н. Е. Евдокимов («Иссык-Куль»,1978), П. М. Куринских («Вечереет», 1985), А. И. Игнатьев («Иссык-Куль»,1979), А. Исланов («Иссык-Куль, 1975), кисть Керимбеков («Вечер на Иссык- Куле, 1967; «Иссык-Куль», 1972), Ф. М. Стукошин («На берегу озера», 1957, все — холст, масло) и др.; графики: Н. Ф. Ефременко («На берегу Иссык- Куля», цветная линогравюра, 1957), Л. Г. Трусковский («Озеро Иссык-Куль», бумага, акварель, 1946), В. А. Кайко («Пржевальская пристань», бумага, акварель, 1979). Образ озера получил своё отображение и в декоративно-прикладном иск-ве: панно из чия Ш. Мамбетаиповой (шерсть, 1980), кулон «Иссык-Куль» Ш. А. Дайырбекова, мельхиор, серебро, сердолик, 1974—77, панно С. И. Пушкарёва «Иссык-Куль», шёлк, батик, 1981 и др.


В развитие культуры области, в пропаганду изоискусства вносят вклад и художники-монументалисты Киргизии, создавая мемориалы и работы по художеств. оформлению зданий или их интерьеров: В. Г. Буторин — роспись «Купающиеся мальчики» в село Тюп, 1974; В. Г. Буторин, Дж. Молдохматов — рельеф в фойе Нарынского муздрам- театра, 1977; А. Ф. Воронин — роспись «Мелодии Иссык-Куля» в ресторане города Пржевальска, 1978; Е. С. Гердюк — мозаика в пионерских лагерях «Варчын» (село Курское, 1978) и «Алмазный» (село Чок-Тал, 1980); Т. Г. Герцен — мозаика в столовой конезавода № 54 (1972) и в совхозе «Каракол» (1973); A. Н. Михалёв — цикл мозаичных панно на земледельческие темы на опорной стене Ортотокойского водохранилища (1978); Дж. А. Молдохматов — темперная роспись в пансионате «Киргизское взморье» (1974) и др.


Прииссыккулье и Тянь-Шань — родина множества художников Киргизии, ныне живущих в г. Фрунзе,— остаётся одной из ведущих тем их творчества: В. С. Гладкова — графика, Б. Джумабаева — графика и живописца, Т. Касымова — художника-прикладника, У Омурова — плакатиста, М. Садыкбаева — театрального художника и др. Активно работал по заказам земляков С. Бакашев (памятники в колхозах имени К. Маркса и B. И. Ленина Тонского района; панно в Доме культуры колхоза им. К. Маркса; декоративная скульптура в село Комсомол Иссыккульского района и др.) К теме «малой родины» обращались живописцы: кисть Аманкожоев («Мавзолей», кисть, масло 1957; «Ак-Талаа», кисть, масло 1972); Л. Ф. Деймант («Вечер в Чолпон-Ате», холст, масло, 1953), М. Мукамбетов («Свежий ветер», кисть, масло, 1972); А. Осмонов («Рыбаки Иссык-Куля», холст, масло, 1975), Дж. Уметов («Вид на Иссык-Куль», кисть, масло, 1975) и П. М. Куринских («Золотые берега», холст, масло, 1980). В области ныне работают десятки выпускников художеств, вузов и училищ, принимая активное участие в выставочной и педагогической деятельности, художественном оформлении спектаклей и т. д. Среди них член Союза художников республики А. Гердюк и живописец Б. Сагындыков — проникновенно отражающий темы неразрывности жизни человека и природы («В горах Каджи-Сая», кисть, масло, 1978). Художники области интересуются различными темами, обращёнными к истории (М. Долотаев, «Портрет Абу Али Ибн Сины», холст, масло, 1986), к событиям современности Дж. Шабданалиев, «Новости», холст, масло, 1987), к природе родного края (В. Полукаров, «Пейзаж», кисть, масло, 1987). Создают интересные театральные декорации к спектаклям Нарынского муздрамтеатра и Пржевальского драмтеатра.

Система художеств, образования в области включает преподавание навыков рисования в школах, кружки и объединения любителей изобразит, искусства, художественно-графический факультет Пржевальского филиала Киргосуниверситета. В Пржевальске имеются художественные мастерские Художественного фонда Киргизской ССР, выставочный зал, которые вносят весомый вклад в пропаганду изоискусства и его развитие. Действуют филиалы республиканского объединения народно-художественных промыслов «Кыял» в Пржевальске, Иссык- Куле, Чолпон-Ате, Нарыне, Тонском и Кочкорском районах.

яндекс.ћетрика