Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Художественная жизнь Прииссыккулья 20—40-х гг. Изображение природы Кыргызстана зарубежными художниками.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда стала складываться система профессионального изобразительного искусства Киргизии, в целом утверждающая принципы реализма, не все виды изоискусства стали развиваться одинаково успешно. Это обусловливалось, в первую очередь, направлениями его развития в предшествующий Октябрю период и отсутствием собственных художнических кадров. В дореволюционные годы, в частности, единственными в Киргизии произведениями монументальной скульптуры были установленные на территории нынешней области памятник Н. М. Пржевальскому (1894) и бюст Н. М. Барсова (1912) — замечательным представителям русской интеллигенции, внёсшим большой вклад в изучение края. С первых лет Советской власти агитационно-массовое искусство (политические плакаты, газето-журнальные рисунки, оформление революционных праздников) осуществлялось в Прииссыккулье силами учителей рисования местных учебных заведений, самодеятельными художниками и приезжими профессионалами. В годы Гражданской войны в г. Пржевальске существовало отделение ТуркРОСТА, выпускавшее рисованные стенгазеты. Реализация идей ленинского плана монумент, пропаганды началась с установления в 1918 триумфальной арки (в честь входа в Пржевальск отряда Красной Армии) и сооружения врем, обелисков на могилах погибших в боях с белогвардейцами командиров и красноармейцев в гг. Пржевальске (1919) и Нарыне (1920). В 1924 в с. Кутургу был создан первый в Средней Азии памятник В. И. Ленину.

Из-за отсутствия собствственных профессиональных кадров художественная жизнь Прииссыккулья 20—40-х гг. не отличалась большой интенсивностью. Отдельные выставки, творческие поездки художников из г. Фрунзе не могли оказать на её активизацию существенного воздействия. В 1934 на Иссык-Куле провёл свои последние творчески активные дни один из организаторов первых в республике кружков и изостудий В. В. Образцов (похоронен в с. Боконбаево Тонского района). В 30-х гг. на Тянь-Шане делали зарисовки писатель и художник Л. В. Конторович, этнограф Е. И. Чернова.

Стремясь постичь своеобразие ландшафта Киргизии для более убедительного его изображения в театральных декорациях, летом 1938 на Иссык-Куле много работал известный театральный художник из г. Фрунзе Я. 3. Штоффер. В оформлении спектаклей Киргизского драмтеатра в 30-х гг. использовался живописный задний фон с изображением Иссык-Куля (художник А. И. Игнатьев). В 1940—46 в оформлении спектаклей Пржевальского драматического театра принимал участие художник С. Мохов. В годы Великой Отечественной войны в Пржевальске жили и работали эвакуированные сюда известные советские художники Ф. К. Лехт, Ф. И. Невежин, Г. Г. Гапоненко, П. Т. Мальцев и др. Болгарский скульптор-коммунист В. Ц. Валев, эвакуированный из Москвы, создаёт в 1942 бюст героя- панфиловца Н. Я. Ананьева (был установлен в с. Сазановке, не сохранился), а также его соратника Г. М. Шемякина (бюст был в 1944 представлен на выставке «Фронт и тыл»). Портрет Г. М. Шемякина пишет в 1943 также художник Е. А. Львов. В период войны в театре г. Пржевальска главный художник работал известный киргизский график И. А. Белевич, оформивший спектакли «Кара-туман» К. Эшмамбетова, «Нашествие» Л. Леонова, «Пётр Крымов» К. Финна и др. В 1954—62 в оформлении Н. Гриднева были поставлены спектакли «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Незабываемые дни» П. Афанасьева и другие.

яндекс.ћетрика