Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Декоративно-прикладное искусство различных народностей Прииссыккулья.

Своеобразно искусство дунган, выходцев из северо-запада Китая, живущих с конца 70-х годов 19 в. преимущественно и г. Пржевальске и с. Ырдык Джетиогюзского района. В дунганском декоративно- прикладном искусстве существует целая система символичных изображений, аакреплённая многовековой традицией. Несмотря на запрет мусульманской религии изображать в реальной форме окружающий мир, дунгане в виде изображений прутиков ивы (люфу тёзы), персикового дерева (тофу тёзы), льва (сыз) и др. передавали символы благопожелания, оберега и т. п. Наиболее популярные зооморфные изображения — тигр, особенно белый тигр (быйху), символизирующий мощь, силу, ловкость, и дракон (лун), олицетворяющий мудрость, встречаются в резных деревяных фронтонах домов, стременах для верховой езды, на грифах национальных музыкальных инструментов и др. Цветы (георгины, хризантемы, пионы) — также часто употребляемый изобразительный сюжет, наиболее характерный для вышивки. С глубокой древности одной из обязанностей дунганской женщины считалось умение рисовать лубок и вышивать цветочным орнаментом детали одежды, обуви, настенных украшений (по шёлку цветными нитками). Наиболее распространённой формой изобразительного искусства дунган довольно длительное время были настенные лубки, которые выполнялись от руки в цвете на тонкой бумаге на темы народных сказок и поверий и имели символико-аллегорический подтекст. Ювелирные украшения (кольца, браслеты, цепочки, накосные украшения, ожерелья и др.), изготовленные из красной меди, золота, серебра, яшмы и нефрита, часто выполняются в форме бабочки, цветка и т. п. Совершенство исполнения, замысловатость сюжета отличают дунганскую резьбу и роспись по дереву, представление о которых дают детали оформления дунганской мечети в г. Пржевальске и жилых домов в с. Ырдык. Накладной ажурной резьбой украшается мебель — стол для посуды (тёжуэзы) и др.

Декоративно-прикладное искусство прииссыккульских уйгуров традиционно проявляется в украшении посуды (напр., кувшин, сосуды для заварки чая — мисчогун) резьбой и декоративными серебряными медальонами с чернью, в изготовлении национальных головных уборов (тюбетеек), ковров, декоративных полотенец и т. п. Начало развития реалистического изобразительного искусства на современной территории Иссыккульской области связано с именами топографов и художников, входивших в состав экспедиций, исследовавших этот регион, начиная со 2-й половины 50-х годов 19 в. В составе военно-научной экспедиции М. М. Хоментовского, посетившего в 1856 берега Иссык-Куля, был выдающийся казахский учёный Ч. Ч. Валиханов, впервые в реалистической манере изобразивший жизнь и быт жителей, природу Прииссыккулья. В «Дневнике поездки на Иссык-Куль» Ч. Ч. Валиханова имеется большое число сделанных с натуры пейзажных зарисовок, жанровых сцен, памятников старины и других изображений, выполненных пером, карандашом и акварелью. Можно утверждать, что его «Вид с Кюнгёй Алатау на Иссык- Куль и Терскей Алатау» (акварель, бумага) является первым художественным изображением озера (ранее и наиболее точно Иссык-Куль был изображён на так называемой «Каталонской карте мира», созданной в 70-х годах 15 века испанцем А. Крескесом). Рисуноки Ч. Ч. Валиханова «Женщины иссыккульских киргизов», «Кочёвка иссыккульских киргизов», «Киргизские всадники» интересны не только с точки зрения этнографии, но и с художественной стороны. В 1861 в «Записках Русского географического общества» были репродуцированы выполненные Ч. Ч. Валихановым портреты Сартбая и манапа Боромбая Бекмуратова, который первым во главе 10 тыс. кибиток добровольно принял подданство России. Во 2-й экспедиции П. П. Семёнова 1857 участвовал П. М. Кошаров — выпускник Петербургской Академии художеств, учитель рисования Томской гимназии. Его работы составили 2 больших альбома этнографических зарисовок (например, «Иссыккульские киргизы», «Иссыккульские женщины-киргизки») и пейзажных этюдов, выполненных маслом и акварелью (например, «Верховья Сары- Джаза», «Река Сары-Джаз»). В конце 50-х — начале 60-х годов в отряде М. Венюкова работал топограф М. Сироткин, обладавший неплохими навыками рисунка, о чём свидетельствует его работа «Западная оконечность озера Иссык- Куль». Около 25 зарисовок в верховьях Нарына в 1867 сделал ученый-исследователь Н. А. Северцов. Известный русский художник В. В. Верещагин в 1869—70 предпринял путешествие в Иссыккульскую котловину и Нарын. В пейзаже «В проходе Барскаун» с большим чувством он передал состояние природы Прииссыккулья. Многие из картин среднеазиатской серии В. В. Верещагина созданы на основе и его иссыккульских этюдов. Впервые иссыккульский пейзаж «Берег озера Иссык-Куль» был воспроизведён в 1874 в «Каталоге к картинам, этюдам и рисункам В. Верещагина». Особенности региона нашли отражение в зарисовках других учёных и путешественников, имеющих определённые художественные навыки. В 1878 на страницах журнала «Нива» были опубликованы 2 рисунка побывавшего в Киргизии художника и писателя Н. Н. Каразина с изображением юрт на берегу озера Иссык-Куль и вида на озеро. В 80-х годах 19 века появляются фотографии В. И. Роборовского, Н. Г. Хлудова, Ф. А. Золотникова, запечатлевшие природу и людей этого края и заложившие основу не только документальной, но и художественной фотографии в Киргизии. Приобщение местных жителей к реалистическому изобразительному искусству связано с деятельностью множества представителей передовой русской интеллигенции. Выполненный Н. Г. Хлудовым в экспедициях И. В. Игнатьева и А. Н. Краснова (1886), И. В. Мушкетова (1887) альбом акварелей и рисунков («Виды Хан-Тенгри, Тянь-Шань» и др.) был отмечен серебряной медалью Русского географического общества. Н. Г. Хлудов живёт в Пржевальске и, будучи чертёжником межевого отделения Семиреченского областного правления, продолжает активно писать этюды и картины, оформляет театральные декорации в любительских спектаклях. Его пейзажи и портреты («Вид на ледник Музартского перевала», «Джети-Огуз», «Посёлок Рыбачье», «МаЛьчик кара-киргиз», «Женщина и девушка кара-киргизка» и др.), при некоторой сухости живописного письма, схематичности композиции, отличаются большой искренностью, какая ощущалась впоследствии в работах ученика Н. Г. Хлудова — народного художника СССР С. А. Чуйкова. Известны живописные работы дочери Н. Г. Хлудова — К. Н. Хлудовой, созданы ею в юности и посвящённые природе Иссык- Куля. В технике росписи по фарфору, шёлку, в живописи работала Л. Я. Королькова-Стрельбицкая, которая во время учёбы в Петербургской школе Общества поощрения художеств неоднократно приезжала на каникулы в Пржевальск в конце последнего десятилетия (19 в.), участвовала в художественном оформлении любительских спектаклей местного музыкально-драматического кружка. Известна её акварель 1894 с пейзажем Иссык-Куля. В 1893 художник-фотограф С. М. Дудин совершил путешествие вокруг озера, фиксируя этнографические материалы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства. Ознакомление местных жителей с достижениями мирового и русского изобразительного искусства шло через книги и альбомы по искусству, журнальные репродукции, отдельные произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства, через торговую рекламу, а также благодаря преподаванию в учебных заведениях Пржевальска уроков рисунка. В пропаганде изобразительного искусства важную роль сыграла семья Я. И. Королькова, в домашней библиотеке которого имелись издания по искусству П. П. Гнедича, А. Н. Бенуа и др. Собранные им во время службы в различных регионах России, в Польше, Болгарии, Маньчжурии, коллекция предметов декоративно-прикладного искусства и работы художников (напр., «Пейзаж» И. Сосновского, конец 19 века, поделки из кожи самого Ярослава Ивановича) способствовали созданию в г. Пржевальске творческой среды, в которой сформировались худжник-любитель К. Н. Королькова — жена сына Я. И. Королькова и его дочь Л. Я. Королькова-Стрельбицкая.

яндекс.ћетрика