Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Современные мастера киргизского декоративно- прикладного искусства.

Современные мастера киргизского декоративно- прикладного искусства, работая в традиционной технике, значительно расширяют тематику, вводят реалистические изображения, новые материалы и т. п. Творчество первой народной мастерицы, принятой в Союз художников СССР, Д. Бекбоевой (1886—1977), родившейся недалеко от Нарына, символизирует преемственность народных традиций в части изготовления ширдаков, туш кийизов и др. традиционных вышитых вещей. Родившийся на Иссык-Куле народный художник Киргизии, лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Дж. Уметов первым в Киргизии создаёт так называемый сюжетный ковёр, где одна половина узора зеркально повторяет другую (ала кийиз «Охота», шерсть, вваливание, 1968; и др.) Профессиональный художник Ш. Мамбетаипова, долгие годы проработавшая в Иссыккульской области, создаёт орнаментальные композиции на темы народного узора в панно из шерсти и чия, в войлочных коврах, вышивке («Туш кийиз», бархат, мулине, 1963; «Гостеприимство киргизов», чий, шерсть, 1972; «Кыз-куумай», чий, шерсть, 1980; и др.) В технике малой пластики, используя природные материалы и жизненные сюжеты, работает в с. Комсомол Иссыккульского района старейший народный мастер Т. Амантаев — один из основателей объединения народных художественных промыслов.

В декоративно-прикладном изобразит. искусстве региона издавна проявлялись взаимовлияние и взаимообогащение культур разных народов, населявших этот край. Это выражалось, в частности, в появлении сюжетных изображений в киргизском искусстве, в использовании киргизскими народными мастерами приёмов и тем, характерных для искусства других народов. Описание кюмбёза Ногая (19 в., не сохранился), составленное П. П. Семёновым-Тян-Шанским, свидетельствует о том, что фрески, горизонтальными фризами располагавшиеся по внутреннему периметру кюмбёза, содержали реалистические сцены из жизни Ногая, в которые вплетались пейзажные и орнаментальные мотивы. Ногай был изображён на коне с длинной пикой в руке, за ним на коне его сын Чон-Карач, далее все члены семьи Ногая и ряд вьючных животных. Между фигурами изображались деревья и цветы.

Русские и украинские переселенцы, появившись на этой территории в 19—20 веках, привнесли с собой традиционные формы искусства, характерные для тех регионов страны, где они ранее проживали. Иконы как произв. живописи, являющиеся предметом культа, ныне представлены разрозненными собраниями и отдельными экземплярами, датируются 19— началом 20-го веков. Декоративное и прикладное искусство русских переселенцев Прииссыккулья и Центрального Тянь-Шаня и их потомков представлено во всех сферах ремесленного производства: деревянной резьбой прорезного типа в оформлении карнизов, наличников, балконов, других деталей домов, культовых и общественных сооружений Пржевальска, Тюпа, Кочкора, Теплоключенки, Ат-Башы, Нововознесеновки, Михайловки, Липенки и других населенных пунктов области; деревянной утварью и предметами быта; вышивками и другими изделиями, часть из которых сосредоточена в экспозициях музеев области. Декоративно-прикладное искусство украинцев, при родстве с русским народным искусством, отличается от него традиционной украинской керамикой, бытующей до настоящего времени вышивкой полотенец, одежды, скатертей, покрывал и т. д., где преобладает геометрический узор и стилизованное изображение птиц и животных. Реже встречаются декоративные росписи мебели (например, сундуков) и др.

яндекс.ћетрика