Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Культура кыргызского народа к периоду сложения народности.

К периоду сложения народности (15—16 века) культура киргизов различных регионов, при сходстве технических приёмов и орнаментализации с узбекским, казахским, таджикским и изобразит, творчеством других народов, имела местные отличительные черты, наблюдаемые, в частности, и в декоративно-прикладном искусстве Прииссыккулья и Тянь- Шаня. Сюда относятся широкое использование дерева в качестве исходного материала, а также частные изменения в узоре. Традиционный уклад жизни иссыккульских и тяньшаньских киргизов с преобладанием кочевого и полукочевого скотоводства оказал влияние и на сложение особых форм бытового декоративно-прикладного искусства, проявляющееся в ярко выраженной функциональности предметов художественные достоинства. Эти традиции прикладного искусства продолжали сохраняться и после перехода к оседлости. Крупных центров по изготовлению утвари, посуды, одежды и др. до Великой Октябрьской социалистической революции в Киргизии не существовало. Предметы обихода, с учётом удовлетворения потребностей семьи, реже рода, создавались и орнаментировались в условиях домашнего производства. Основными техниками исполнения являлись: аппликация, плетение, чеканка, вышивка, ткачество, тиснение по коже, резьба и роспись по дереву, инкрустация и т. п. Широко использовался в прикладном искусстве войлок, из которого изготовляли покров купольной части юрты и завесы на дверь, сумки для хранения различных обиходных вещей и ковры (алакийиз, ширдак) и т. д. Изобразительно- выразительными средствами прикладного искусства выступают построенный на контрастах цвет и композиция орнамента. В основе различных вариаций местного орнамента наиболее устойчивы: кочкор- и теке-мюйюз — мотив изогнутого бараньего и козлиного рога, кыял — извилистая линия с разветвлениями; когти вороны (карга тырмак) — три выступа и основание, что характерно и для киргизского национального искусства в целом. Наряду с этими мотивами для Прииссыккулья характерен также узор куш канат — крылья птицы — в виде парных миндалевидных фигур. В ковровых изделиях данного региона наиболее часто встречаются сочетания кругов, обрамлённых крупными завитками. Узор центр, поля ковров часто очерчивается полосой в виде зубчатой линии. В большинстве случаев, как считают исследователи Е. Махова и Н. Черкасова, орнамент ширдаков Прииссыккулья строится по принципу позитивно-негативного расположения. Большая группа ширдаков, характерных только для Тянь-Шаня, отличается особым орнаментом Салбай-оюу (по имени известного мастера 2-й пол. 19 в. Салбая из рода чоро) — в виде сплошного орнамента центрального поля и преимущественным сочетанием белого с красным на бордюрах ковра. Узор Салбай-оюу встречается и в декоре войлочных завесов (эшикташ). Интересны по своим художеств, достоинствам циновки ашкана-чий, где геометрический рисунок прямо связан с техникой изготовления предмета.


Для чиевых панно Тянь-Шаня является традиционным расположение орнамента по горизонтали с крупным ритмически повторяющимся узором. В традиционном быту вышивкой украшали части декоративного убранства юрты, одежду, конскую сбрую и т. д. Ранее в вышивке активно применялся чёрный бархат, завозимый из Восточного Туркестана. Особой популярностью пользуются и до настоящего времени вышитые ковры — туш кийиз. Изделия, выполненные в технике вышивки шерстью, шёлком по замше, коже, войлоку, преисполнены динамики и отличаются яркой фантазией. Ткачество у киргизов Прииссыккулья и Тянь-Шаня основано на использовании шерстяной ткани — таар, где наиболее распространена техника терме — плотное переплетение нитей контрастного цвета, чаще всего синего и красного. Как предметы из дерева, так и техника резьбы по берёзе, тополю, иве, арче, ореху и др. были широко распространены здесь благодаря изобилию материала. В силу этого изготовление каркасов юрт, дверных полотнищ, посуды, сёдел, мебели и т. п. имело признаки развитого ремесла. Мастера (джыгач уста) занимались не только обработкой дерева, но и делали резьбу и роспись, отличающиеся лаконичностью формы, мягкостью и теплотой цветовых оттенков. Ювелирные изделия, главным образом из железа и серебра с применением перламутра, кораллов, сердолика, бирюзы (кольца, браслеты), пуговицы, фибулы, подвески к косам, серьги и др. говорят об умелом овладении мастерами-зергерами штамповкой, ажурной резьбой, чернением, гравировкой, зернью и др. видами техник. У тяньшаньских киргизов исследователи отмечали сложные по форме височно-нагрудные украшения.

Среди изделий местных ювелиров довольно часто встречаются предметы, украшенные голубой эмалью. Широко использовались в быту кожаные изделия: сосуды, футляры, которые обтягивались кожей, деревянные сундуки, которые обрабатывались самыми различными техниками (тиснение, аппликация, вытяжка и т. д.), а также части конской сбруи.

яндекс.ћетрика