Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Самые древние на территории Иссыккульской области произведения искусства.

Самые древние на территории области произведения искусства, относящиеся к эпохе неолита,— наскальные изображения пещеры Ак-Чункур в Аксууском районе, выполненные древними художественной красной охрой в схематической манере. Рисунки включают изображения людей, животных. Часть их посвящена ритуальным и бытовым сюжетам. Развитие обществ, отношений, переход к оседлому земледелию, обработка различных материалов в эпоху бронзы отражены в орудиях производства, предметах быта, посуде, оружии и т. д., в которых присутствуют орнаментальные мотивы несложного характера — треугольники, зигзаги, ромбы и т. д. Встречаются и солярные знаки, связанные с древними верованиями. Интересно скульптурное изображение степной лошади на боевом кинжале данного периода, хранящееся ныне в Киргизском государственном историческом музее. Сакские кочевые племена, обитавшие в Прииссыккулье и на Тянь-Шане в 7 — 3 веках до нашей эры, составили многочисленные памятники материальной культуры: орудия труда и охоты, предметы домашнего обихода и другие изделия из бронзы, дерева, кости, железа, свидетельствующие о развитии ремёсел и искусства. Среди более 100 древних предметов, найденных у села Барскон, в художественном отношении интересна плакетка с вариантом символического древа жизни с трёхчленными элементами, нанизанными друг на друга. Жертвенный бронзовый столик с женскими фигурами-кариатидами — из археологических находок у села Челпек (Аксууский район) и другие памятники свидетельствуют об освоении древними ремесленниками Прииссыккулья и Тянь-Шаня техники художеств, литья и ковки. Выразительны и совершенны по форме золотая фигурка джейрана из погребения Туура-Суу (с. Тёрткюл Тонского района) и золотая бляшка с изображением яка из долины Малого Нарына. Так называемый сакский «звериный стиль» с его обобщённостью формы и нарочитым укрупнением деталей представлен также и найденной в Тюпском заливе бронзовой бляхой с изображением пантеры, и многочисленными наскальными рисунками в районе Чолпон-Аты и в Тонской долине. У усуней-кочевников, ставка которых располагалась на берегу озера Иссык- Куль, были широко распространены изделия из кожи и металла. Археологические находки из Челпекского и Джеркесского могильников близ Пржевальска и др. (в частности булавка с навершием в виде птицы, бронзовое зеркало с ручкой в виде головы грифона) подтверждают мнение учёных о существовании в Прииссыккулье собственных ремесленно-художественных центров и торговых связей с соседними племенами. Наскальные рисунки этого времени, обнаруженные в различных районах Иссыккульской котловины, несут ярко выраженный зооморфный характер.

Сплав своеобразной культуры ранних кочевников и многовековых традиций оседлоземледельческих племён, связанных и с культурой поселившихся здесь согдийцев, приводил к появлению новых тем и образов в искусстве 6 — 13 вв. Тюркские племена используют в своих изделиях из металла, кости, кожи и т. п. орнамент, мотивы в виде растительных побегов и различных сочетаний плетёных линий (серебряные с позолотой бляхи 8—10 веков из Кочкорской долины). Реже встречаются зооморфные изображения. Так, найденная на Иссык-Куле бронзовая с позолотой пряжка украшена двумя парами рыб, резвящихся среди ажурных завитков- волн. Не отличается своей экспрессией сцена охоты, воспроизведённая на костяной накладке на лук, найденной в одном из курганов 7 в. в долине р. Кара-Куджур. В наскальных рисунках этого периода превалируют сцены охоты и именные знаки — тамга, усиливаются черты схематизма. На территории области повсеместно обнаружены произведения древнетюркских скульпторов — каменные изваяния 6—10 вв. Стилистически они подразделяются на несколько типов: схематичный плоскостный рисунок; сочетание плоскостного рисунка с объёмно выраженной головой; слабый рельеф; объёмная скульптура. Подразделяется скульптура, как считает В. П. Мокрынин, и по характеру изображения: мужские изваяния с сосудом и оружием; мужские и женские изваяния с изображением сосуда в обеих руках, мужские изваяния с птицей в правой руке. В ряде скульптур ощущается стремление к передаче портретного сходства, что свидетельствует о высоком мастерстве ваятелей. Большинство скульптур было связано с погребальным обрядом. Среди оседлых племён Прииссыккулья широко распространялись произведения прикладного искусства других народов, с которыми поддерживались военные, политические, торговые, культурные и религиозные контакты. Смешение элементов буддизма, христианства, ислама, зороастризма и др. — религиозный синкретизм — оставило свой след в предметах искусства раннего средневековья, найденных в археологических памятниках на территории области. С широким распространением в этом регионе культа огня и солнца связаны ритуальные предметы, в частности жертвенный комплекс из долины Кырчин (около села Семёновки, Иссыккульский район), богато украшенный скульптурными фигурами лежащего длиннорогого быка-зебу.

Переход к феодализму был связан с серьёзными трансформациями политической системы. Возникавшие в Средней Азии государства распространяли определённые нормы государственной идеологии и на искусство. Начиная с 10—11 в., в силу целого ряда политических и социально-экономических факторов, главным из которых была исламизация населения, из изобразительного искусства всего среднеазиатского региона исчезают реалистичные формы. Сохранявшаяся вплоть до 13 —14 в. культура отдельных колоний христиан-несториан не оказала заметного воздействия на ставшие традиционными формы существования искусства. Творческий потенциал народа находил своё выражение только в архитектуре и прикладном искусстве, в целом объединённых стилевым единством декоративного орнамента с превалирующими геометрическими (гирих) и растительными (ислими) мотивами. Рост раннесредневековых поселений Прииссыккулья и Тянь- Шаня нашёл отражение в активном развитии архитектуры. Сооружённые из обожжённого и сырцового кирпича постройки как религиозного, так и светского характера украшались росписями и резьбой по лёссовой глине, ганчу, реже — дереву. В оформлении сооружений использовалась и керамика (напр., остатки бани, украшенной голубыми изразцами на городище Тору- Айгыр в Иссыккульском районе). Распространение особого типа мусульманских надгробных сооружений — сагана, кюмбёзов (например, комплекс мавзолеев Кырк-Чоро в Кочкорском районе) отвечало возвеличиванию памяти умерших. Как памятники архитектуры они ценны своим художеств, обликом, конструктивной формой, умелым применением орнамента, выраженного в основом в резьбе по глине. Интерьеры мавзолеев содержат часто орнаментальные фризы, по стилю аналогичные декору прикладного искусства. Исламизация населения и нашествие войск Чингисхана в начале 13 в. на долгое время затормозили развитие реалистичных традиций в искусстве.

яндекс.ћетрика