Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Процесс взаимодействия и взаимовлияния национальных культур народов, населяющих территорию Иссыккульской области.

Прииссыккулье — родина многих виртуозов, владеющих обширным репертуаром, высокой исполнительской культурой. В их числе: Куренкей (1826— 1907), Бектур Осмонов (1896—1976), Чалагыз Иманкулов. Здесь (в местности Талды-Булак) родился один из корифеев киргизского народного музыкального искусства, комузчу, кыякчи, чоорчу, композитор, народный артист Киргизской ССР Муратаалы Куренкеев, который принадлежал к так называемый «строгой», или академической школе киргизкой народной инструментально-исполнительной традиции. Уроженцем Иссык-Куля был ученик и продолжатель традиций М. Куренкеева, композитор-мелодист, народный артист Киргизской ССР Карамолдо (Токтомамбет) Орозов. Он заметно раздвинул границы исполнительских возможностей комуза, в его репертуаре было около 100 разнохарактерных кюу. Кюу Орозова оказали благотворное воздействие на творчество современных комузистов. Известный комузчу, мастер киргизской инструментальной музыки устной традиции, композитор, народный артист Киргизской ССР Ыбырай Туманов родился на Иссык-Куле, прожил здесь большую часть жизни и похоронен здесь же, в селе Ак-Булун.

Параллельно музыкальной культуре коренного населения Прииссыккулья и Тянь-Шаня развивалось народное искусство русских, украинцев, татар, дунган и др. народов, давно населяющих этот край. В русско-украинской среде активно бытовали типичные для русского и украинского фольклора жанры (песенные романсы, лирико-повествовательные баллады, плясовые, героико-патриотические, походные, солдатские, застольные песни, частушки) и инструменты (балалайка, гармоника, семиструнная гитара, бандура).

Интересный пласт музыкальной культуры народов Прииссыккулья — дунганская музыка. По свидетельству учёного-востоковеда М. Я. Сушанло, народно песенное искусство дунган представлено жанрами исторической, героической, эпической, лирической, сатирической, шуточной песни. Дунганские лирические песни напевны, отличаются мягкостью и задушевностью. Песни исполняются в сопровождении национальной скрипки — хучинзы, 3-струнного щипкового саншанзы либо инструмент. квартета (цитры — ёнчин, 2- струнного смычкового эрхузы, ударного инструмента типа кастаньет — вазы и 3-струнного щипкового саншанзы). Дунгане пользовались и китайско- ханьскими музыкальными инструментами: бамбуковой флейтой — ди, 4-струнным смычковым сыхузы. Среди дунганских женщин популярен был музыкальный инструмент куганзы (типа темир-комуза).

Процесс взаимодействия и взаимовлияния национальных культур народов, населяющих территорию Иссыккульской области, имеет глубокие исторические корни. Языковая общность, экономической связи киргизских, казахских, узбекских и других тюркоязычных народов повлекли активный культурообмен. В киргизской среде исполнялись казахские, татарские, узбекские мелодии, использовались музыкальные инструменты этих народов. С появлением русских и украинских переселенцев в киргизский музыкальный быт входят русские гармошечные наигрыши, имитируемые на комузе, кыяке (например, «Орус кюу» М. Куренкеева). Переселенцы перенимают у киргизов полюбившиеся напевы. Особой любовью киргизские, казахские, татарские песни пользовались в дунганских сёлах. В Пржевальске (Караколе) состязались народные певцы (акыны, ырчы), комузисты, проводились любительские концерты, литературно-музыкальные вечера. В 80—90-х годов 19 века среди городской интеллигенции широко распространялось любительское и полупрофессиональное музицирование. Здесь активно функционировали кружки любителей музыкально-вокального и драматического искусства, ставились пьесы, водевили. На благотворительных концертах звучали фрагменты из опер Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, русские романсы, инструмент, музыка. Инструментарий таких концертов был достаточно разнообразен. Пользовались популярностью мандолина и скрипка; командно горной батареи Корольков выписал из Петербурга рояль «Шредер» и пианино «Мильбах». Дом Королькова (ныне в этом здании располагается детская музыкальная школа) был местом проведения музыкальных вечеров. Жена Королькова — Варвара Алексеевна Грибоедова (внучатая племянница писателя) была прекрасной пианисткой, хорошо пела. Из числа членов семьи Королькова создавался квартет: Ярослав Иванович Корольков — кларнет, Варвара Алексеевна — фортепиано, сыновья — Борис и Юрий — виолончель и скрипка. Исполнялись произведения Бетховена, Мендельсона, Чайковского. Корольков выписал также комплект инструментов духового оркестра и разучил с солдатами гарнизона сначала на слух, а затем по нотам популярные мелодии, военные марши, вальсы и др.

яндекс.ћетрика