Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Музыкальная культура народов, населяющих территорию современной Иссыккульской области.

Музыкальная культура народов, населяющих территорию современной Иссыккульской области — киргизов, узбеков, казахов, татар, уйгур, дунган, корейцев, русских, украинцев и др.,— развивалась параллельно и во взаимодействии. Огромный пласт музыкальной культуры — киргизская народная музыка. Сведения о музыкальном прошлом киргизов Иссыккульского и Нарынского регионов крайне немногочисленны. К настоящему времени (1990) археологические памятники материальной культуры, отражающие музыкальное искусство предков киргизов, не обнаружены. Письменные свидетельства по этому вопросу исчерпываются упоминаниями русских и иностранных путешественников, учёных, исследователей. Среди них китайский паломник Сюань Цзан, посетивший берега Иссык-Куля в 630. Большой вклад в изучение культуры киргизов Прииссыккулья внёс Ч. Ч. Валиханов — член русской военно-научной экспедиции (1856). 26. V 1856 в долине р. Тюп Валиханов записал за киргизским ырчы (певцом) отрывок из эпоса «Манас». Особую музыкальность иссыккульских киргизов отмечали русские путешественники П. П. Семёнов-Тян- Шанский, В. В. Радлов и др. Начало систематичному изучению киргизского музыкального фольклора было положено в 1928 выдающимся сов. этнографом, композитором, исследователем киргизкого и казахского музыкального фольклора А. В. Затаевичем.

В музыкальном фольклоре киргизов как Тянь- Шаня, так и Иссыккульской котловины представлены эпос, народная песня, акынское песнетворчество и инструментальная музыка. Большое распространение здесь получило древнейшее импровизационно-синтетическое искусство сказителей эпоса «Манас», совмещающее в себе слово, музыку и актёрское мастерство. Народная память хранит имена известных в прошлом сказителей эпоса: Чонбаша, Акылбека, Донузбая. К числу талантливых манасчи 19-го — начале 20-го веков относятся Назар Болот уулу, Тыныбек Джапы уулу, Чоюке Омюр уулу, Шапак Рысмендиев. Уроженцами нынешнего Акталинского района являются Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов), Молдобасан Мусулманкулов. К великим мастерам — манасчи современного времени относится тяньшаньский сказитель Сагымбай Орозбак уулу. В Прииссыккулье под непосредств. влиянием Назара, Тыныбека, Чоюке сформировался талант выдающегося сказителя эпоса «Манас» Саякбая Каралаева. На Иссык-Куле родился собиратель фольклора — сказитель Ы. Абдырахманов.

Важнейшая часть духовной культуры киргизов — песенный фольклор, включающий древние трудовые и обрядовые песни («Бекбекей», «Шырылдан», «Оп майда», «Кошок», «Жа- рамазан») и более поздние лирические песни («Кюйгён», «Секетбай», «Арман» и др.) Лирические песни Иссыккульского региона отличаются широкой распевностью интонаций, богатством бытующих напевов (обон), здесь больше, чем в других районах, песен с устойчивыми текст ми и напевами. Песни исполняются и сопровождении 3-струнного комуза, 2 струнного смычкового кыяка либо без сопровождения.

В Прииссыккулье и Нарынском регионе развивалось также и акынское песнетворчество. Здесь жили мастера киргизской народной музыки устной традиции, отличавшиеся хорошими вокальными данными и богатым поэтическим даром. Среди них акыны 19 в. Сары-ырчы, Сартбай. Как акыны-импровизаторы славились комузчу Чалагыз Иманкулов, манасчи С. Каралаев. Большое распространение акынское песнетворчество получило в Тяньшаньском регионе. Кроме Тоголока Молдо, в творчестве которого развиваются не только традиционные акынские жанры, но и популярные народно массовые песенные формы, здесь творили такие мастера, как А. Чоробаев (продолжатель традиций Тоголока Молдо, его ученик и земляк) и А. Джутакеер. Огромную популярность в народе получили песни Мусы Баетова, также уроженца Нарынской долины. Большую известность получило творчество композитора Дж. Шералиева.

Один из наиболее ярких разделов киргизского музыкального фольклора — инструментальное искусство устной традиции. Богатством и разнообразием отличался инструментарий иссыккульских и нарынских народных музыкантов. По материалам современных исследований С. Субаналиева, здесь бытовали простейшие идиофоны (дилдирек, асамуса, коцгуроо, жылаажын, жекесан), аэрофоны (жалбырак, зуулдак, чыцырткы), имеющие наряду с эстетической функцией к чисто утилитарное назначение; древнейшие, связанные с практически-прикладной, сигнально-оповещательной или магически-религиозной функцией: добулбас (односторонний рамный барабан), доол (одиночный котлобарабан с металлич. корпусом шлемовидной формы), мюйюз керней (продольный изогнутый рог), керней (продольная прямая натуральная труба), сурнай (язычковый духовой инструмент типа гобоя), чоор (продольная открытая флейта) и распространённые в современном музыкальном быту комуз, кыяк, губной комуз. Из 2 разновидностей губного комуза — жыгач ооз комуз (деревянный комуз) и темир ооз комуз (железный комуз) в Иссыккульской котловине был более популярным последний. Уроженкой Иссык-Куля была знаменитая темир-комузистка Бурулча Осмонбекова (1836—1916). В репертуаре известных комузистов широко бытовали мелодии, основа которых приписывается Бурулче: «Бурулчанын селкинчеги» («Качели Бурулчи») М. Баатаева, «Бурулча» К. Орозова и др. Любимым киргизским музыкальном инструментом в северной части Киргизии является комуз.

яндекс.ћетрика