Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Привнесение зачатков европейского театра в Киргизию после вхождения в состав России русской интеллигенцией.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории современной Иссыккульской области, как и по всей Киргизии, национального профессионального театра не существовало. Потребность человека в театральном самовыражении реализовывалась в основном в культовых обрядах и религиозных обычаях. Позднее своеобразными театральными представлениями становятся выступления киргизских акынов, комиков-острословов, певцов, сказителей, которые с целью привлечения внимания слушателей пользовались выразительными элементами театрального искусства: поставленным голосом, мимикой, жестом и другими средствами актёрского действия. Эти выступления в какой- то мере отвечали духовным потребностям кочевников в проведении досуга, заменяя им театр, и сыграли важную роль в развитии общественного сознания киргизского народа.

Зачатки профессионального европейского театра были привнесены в регион прогрессивными представителями русской интеллигенции после вхождения Киргизии в состав России. Так, в 1884 в г. Караколе (1889—1921 и с 1939— Пржевальск) был организован постоянный кружок — общество любителей драматического искусства, члены которого ставили на русском языке пьесы. Его организаторами явились известный энтузиаст-краевед Я. И. Корольков, актёр и режиссер А. А. Михайлов. Составленный ими устав общества был утверждён властями 2 августа 1894. Известно, что 30 ноября 1903 состоялся просмотр спектакля по комедии Н. В. Гоголя «Женитьба», где изобличалось духовное убожество чиновничье-купеческого мира. 17 февр. 1913 Пржевальские актёры-любители поставили спектакль по пьесе А. М. Горького «На дне». Ставились также пьесы А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, А. П. Чехова и других классиков русской драматургии. К 1914 было поставлено более 200 спектаклей. В начале 20 века небольшой драматический кружок был организован поручиком Удинцевым в Нарыне. Его участники — солдаты местной команды, устраивая спектакли, оживляли общественно-культурную жизнь военного городка, вызывая интерес и коренных жителей. Так, 4 января 1904 на представление собралось почти всё «мусульманское» население Нарына. Подобные постановки знакомили киргизское население с театральным искусством России, бытом и жизнью русского народа, в определённой степени содействовали сближению трудящихся многонационального края. В предреволюционные годы под влиянием передовой русской культуры киргиз Сыдык Карачев, вставший одним из первых на путь профессионального литературного творчества, написал драму «Долг» («Ворч»), которая была поставлена в Пржевальске самодеятельным драматическим кружком.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития киргизского театра. С начала 20-х гг. в Иссыккульской области начала развиваться национальная художественная самодеятельность. Первый спектакль на киргизском языке был сыгран в феврале 1920 в селе Чолпон. Организатором его был местный учитель О. Лепесов. Позже состоялась премьера его одноактной пьесы в стихах «Болкобай» о столкновении батраков с баем. Для декораций использовали домашнюю утварь, ставили юрты; женские роли исполняли обычно мужчины. После спектакля выступали народные певцы, музыканты, сказители. В Пржевальске в 20-х годах была в основном сосредоточена культурная жизнь всего округа, он стал центром развития театральной самодеятельности. Киргизская молодёжь, учившаяся в Алма-Ате и Ташкенте и познакомившаяся там с театром, стала активным сторонником развития театрального искусства в Киргизии. Любителями театра была поставлена на родном языке драма известного писателя и учёного К. Тыныстанова «Алымкул» о раскрепощении женщин, затем кружковцы поставили пьесу одного из участников самодеятельности Б. Калпакова «Пережитки прошлого» («Эекиден калган энчилер»), направленную против невежества и пережитков старого феодального быта. Первые самодеятельные коллективы, в составе которых были русские и киргизские труппы, ставили не только спектакли, но и устраивали концерты-митинги, вели агитационно-пропагандистскую работу. Одними из зачинателей киргизской советской профессиональной драматургии являлись уроженцы нынешней Иссыккульской области. М. Токобаев и К. Джантошев. В середине 20-х годах ими были написаны многоактные пьесы на родном языке «Кайгылуу Какей» («Горемычная Какей», М. Токобаев) и «Карачач» («Черноволосая». К. Джантошев).

Во 2-й половине 30-х годов в Киргизии возникают областные и колхозно-совхозные театры: работали Иссыккульский (с. Байсоорун), Джумгалский, Нарынский колхозно-совхозные театры и 2 окружных (областных) — Караколский (Иссыккульский) и Тяньшаньский (Нарынский) киргизские театры, сформировавшиеся из участников художеств, самодеятельности. Уже в 1939 за 5 месяцев Джумгалский колхозный театр (режиссер А. Кобегенов) побывал в 122 колхозах, его спектакли смотрели 32 тысячи человек. В 1940 на базе объединившихся Иссыккульского колхозно-совхозного и Пржевальского киргизского драматического театров был образован Иссыккульский областной киргизский драматический театр. В репертуаре театра были произведения А. Н. Островского «Без вины виноватые», «Лес», «Доходное место» и др., Н. В. Гоголя «Женитьба», А. П. Чехова «Медведь», «Предложение», «Юбилей», А. М. Горького «На дне», «Егор Булычёв и другие», К. Тренёва «Любовь Яровая», Б. Лавренёва «Разлом», А. Корнейчука «Платон Кречет» и киргизских авторов: Дж. Боконбаева «Токтогул», К. Джантошева «Дардаш», «Маленький герой», К. Маликова «Кулипа» и др. В 1939 во Фрунзе состоялся Республиканский фестиваль колхозно- совхозных театров. Почётными грамотами фестиваля были отмечены Джумгалский театр за постановку пьесы «Дардаш» К. Джантошева (режиссер А. Кобегенов) и Пржевальский — за пьесу «Токтогул» Дж. Боконбаева в постановке Д. Койчуманова. Спектакль «Токтогул» с участием лучших актеров Пржевальского и Джумгалского театров был показан на Всесоюзном фестивале колхозных театров в Москве в 1939. Режиссер Д. Койчуманову и актрисе А. Джанкорозовой было присвоено звание заслуженных артистов республики (1939), позже А. Джанкорозова и А. Кобегенов стали народными артистами. В 1939 Джумгалский и Нарынский колхозно-совхозные театры объединились в Тяньшаньский (Нарынский) областной киргизский театр.

Сезон 1941—42 в областных театрах открылся театрализованным «Оборонным концертом». Ставились и одно актные пьесы о войне: «Кто как посту пил» («Ким кантти») К. Джантошева «Русские люди» К. Симонова. В годы войны (1941—44) ставились пьесы «Кайгылуу Какей» (М. Токобаев) «Дардаш», «Оч» (К. Джантошев) «Жацыл» (К. Маликов, А. Куттубаев) «Каргаша» (Дж. Боконбаев), «Борбаш» (Т. Абдумомунов), «Женитьба» (Н. Гоголь) и др. В Иссыккульском областном театре тогда работали актёры А. Кобегенов, X. Сасыкеев, К. Бектенов, А. Джанкорозова, С. Андабеков, К. Досмамбетова, режиссер Дж. Абдыкадыров, Э. Токтогулов, а в Нарынском областном театре — А. Айдаралиев, А. Темиров, С. Сатыбалдиева, К. Карасартова, Дж. Сыдыкбекова, Дж. Самаков, М. Омурканова, С. Балкыбекова, С. Джумабаев, С. Омуралиев, К. Турсунбаев, А. Джумабаев и другие артисты, режиссеры Д. Койчуманов, Т. Курманов и др.

яндекс.ћетрика