Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Развитие духовной жизни кыргызского народа. Акынская поэзия.

В духовной жизни киргизского народа до Великой Октябрьской социалистической революции исключительно важную роль сыграл фольклор, национальные истоки которого восходят к глубокой древности. В фольклоре аккумулирован коллективный опыт народа, отражены его многовековая жизнь и история. Об этом свидетельствуют различные жанры устного народного творчества: песни, сказки, легенды, мифы, предания, пословицы, поговорки, басни, поэмы, эпосы и т. д. В жанровой системе киргизского фольклора особое место занимает героический эпос, отображающий борьбу народа против иноземных захватчиков, прежде всего трилогия эпоса «Манас». Носителями и исполнителями произведений народного творчества были чрезвычайно одарённые люди. Их называли ырчы (певец), акын, жомокчу (сказочник), манасчи (сказитель эпоса «Манас»). Об искусстве этих людей, о необычайном развитии устного словесного творчества киргизов при отсутствии письменности с восхищением писали в середине 19 в. видные деятели русской науки П. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. В. Радлов, Ч. Валиханов, побывавшие в Прииссыккулье. На территории нынешней Иссыккульской области существовала очень сильная школа сказителей эпоса «Манас», выдающимися представителями которой являются Сагымбай и Саякбай. Именно с их слов записаны в советское время наиболее полные варианты «Манаса».

В 19 веке получает дальнейшее развитие индивидуальная акынская поэзия, которая стала новой ступенью словесного творчества киргизов. Видными представителями этого вида поэзии были Калыгул, Арстанбек, Солтобай и другие, в творчестве которых, наряду с реалистическим отражением жизни и быта народа, проявляются рудименты патриархального сознания, влияние мусульманской религии.

В результате вхождения Киргизии в состав России в общественно-культурной жизни киргизов происходят значит. перемены: открываются русско- туземные школы, библиотеки, появляются грамотные люди, которые получают возможность знакомиться с произведениями русских классиков И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и др., с произведениями восточной и тюрко язычной литературы: стихами, поэмами Хафиза, Джами, Навои, Физули, А. Кунанбаева, Г. Тукая и др. Этому способствовало распространение, хотя и незначительное, книжной литературы и периодической печати на русском, татарском, узбекском и казахском языках. Наличие разнонациональных городов, таких как Пишпек (Фрунзе), Токмак, Каракол (Пржевальск), сыграло тогда важную роль в известном оживлении культурной жизни на территории Киргизии, и в частности на территории современной Иссыккульской области. Здесь плодотворную творческую деятельность развернули выдающиеся киргизские акыны-письменники Молдо Кылыч и Тоголок Молдо, в творчестве которых нашли своё отражение многообразные проявления и противоречия жизни тогдашней киргизской действительности. При этом мировоззрение и социально-идеологическая ориентация акынов не во всём совпадали: если в творчестве Молдо Кылыча наряду с прогрессивнйми тенденциями обнаруживаются и черты, указывающие на религиозность и консервативность, то Тоголок Молдо ещё в дореволюционный период стремился выражать народные и демократические идеи, придерживался ясной социальной позиции, выступая на стороне бедных и угнетённых. Появились произведения получивших специальное образование в Казани, Уфе, Стамбуле и других крупных городах таких литераторов, как Э. Арабаев, Ырсалы Молдо, Талып Молдо, Осмон Молдо и др. Э. Арабаев является автором первых учебников по киргизскому языку, изданных ещё в канун Октябрьской революции. Этим обстоятельством можно объяснить то, что многие из первых представителей киргизской советской интеллигенции — уроженцы Иссыккульского региона. Среди них были и такие, которые ещё в 1918—24, то есть до возникновения национальной печати и книгоиздательского дела, публиковали свои статьи, стихи и рассказы в татарской и казахской печати.

К ним относятся С. Карачев, К. Тыныетанов, Ж. Тулегабылов, О. Лепесов, М. Байчериков, И. Кудайбергенов, К. Баялинов и др. В своих первых произведениях они горячо приветствовали победу Советской власти, воспевали новый общественный строй, призывали народ к знаниям, к освобождению женщин. Вместе с тем некоторые из них (например, К. Тыныстанов) из-за политической неопытности допускали мировоззренческую неразборчивость в отдельных своих произведениях. В дальнейшем, когда была создана национальная письменность и печатная база, С. Карачев и К. Тыныстанов, создавая произведения различного жанра (публицистика, поэзия, проза, драматургия), занимаясь художеств, переводом, внесли большой вклад в формирование киргизской советской журналистики и литературы. Позже они стали жертвами сталинских репрессий.

яндекс.ћетрика