Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Появление первых школ на территории Иссыккульской области. Развитие образовательной системы Прииссыккулья.

По данным уездной администрации, в 1876 в Иссыккульском уезде было 12 частных местных школ, в том числе 9 киргизских и 3 сарт-калмыцкие, в них обучался 131 мальчик. Немногие киргизские дети могли учиться в мусульманских школах Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. На всю Иссыккульскую котловину была 1 конфессиональная школа повышенного типа — медресе при узбекской мечети в Пржевальске. Первыми советскими учебными заведениями в крае были низшие школы, в которых обучались и дети киргизов. Эти школы способствовали распространению знаний среди местного населения и приобщению их к европейской культуре. В 1874 в Пржевальске было открыто одноклассное приходское училище для совместного обучения мальчиков и девочек, преобразованное в 1879 в 2-классное, а в начале 20 в. — в 4-классное. Первое время при приходском училище существовала и ученическая квартира для киргизских детей. В 1905 школа-интернат была открыта в слободке Ат-Башы. В 1906 в Пржевальске организована русско-туземная школа с киргизским интернатом для мальчиков, в 1911— такая же школа для девочек и женская прогимназия — первая неполная средняя школа; все остальные, включая 4 церковно-приходские школы, были низшими. С октября 1906 работала русско-киргизская школа с интернатом в селе Покровка, с 1909— школа с киргизским интернатом в Сазановке. В 1914 в Пржевальске было 7 светских школ; мужское 4-классное городское учидище было преобразовано в высшее начальное. В 1888—1916 (с перерывами) существовала единственная на весь уезд низшая сельско-хозяйственная школа. 4/5 учащихсяся в городских школах составляли дети русских горожан и крестьян-переселенцев, только в русско- туземных и в сельско-хозяйственных более половины учащихся были дети киргизов, узбеков, татар и дунган. Немного больше их поступало в Пржевальские духовные школы-мектебы при татарской, узбекской и дунганской мечетях. Здесь дети обучались основам мусульманской грамоты и исламского вероучения у учителей-мулл. Лучше было поставлено обучение в том числе новометодных мектебах, создававшихся с 1901—02, учителями в которых были большей частью татары. Перед 1-й мировой войной новометодные школы стали появляться и в сёлах. В 1911 в Джумгале открылся новометодный «Кумандын мектеби» — школа из 10 комнат, в ней обучались 100 киргизских мальчиков. В 1914 в Куртке (ныне Акталинский район) в мектебе училось около 30 мальчиков. Новометодная школа имелась и в аиле Кара-Булак (Куланакская долина). В 1917 на территории современной Иссыккульской зоны было 23 школы в сёлах и 13 в городе с общим числом учащихся 2690 чел. и 76 учителей.

В первые годы Советской власти началась работа по созданию новой системы народного образования, осуществлялось совместное обучение девочек и мальчиков. Особые трудности в создании школ были связаны с отсутствием учителей, помещений для школ, новых учебников, новых программ. Несмотря на эти трудности, создавались школы, организовывались кружки, пункты и школы для ликвидации неграмотности среди населения. Специальные краткосрочные курсы готовили инструкторов для школ ликбеза. В 1918 в Пржевальске был открыт первый детский сад.

2-й съезд Советов Нарынского уезда (март 1923), заслушав отчет уездного совета народного образования, решил обучать в обязательном порядке детей членов союза «Кошчу» и коммунистов; в каждой волости открыть по 1 приюту для сирот; открыть курсы для малоподготовленных учителей, часть из них направить на учёбу в Аулие-Ата (ныне Джамбул); отвести 5 десятин земли каждой школе, обработку и обсеменение произвести за счёт населения. В 1923 в Нарынском уезде в первых классах училось 1258 детей, из них киргизских девочек —419, во вторых классах было 752 учащихся, из них девочек —87, в третьих классах учился 291 ученик, девочек —32. После национально-государственного размежевания Средней Азии (1924) была организована Караколо-Нарынская окружная инспекция народного просвещения. И уже в 1925 открылись 46 пунктов, в которых обучались 1188 неграмотных, всего ликбезами было охвачено 2716 чел., из них 940 женщин. Переход (1938) с латинского алфавита на русский облегчил процесс обучения и способствовал дальнейшему развитию киргизской школы.

В послевоенный период было осуществлено обязательное семилетнее обучение, и начался переход к обязательному восьмилетнему. В Прииссыккулье количество школ и учителей увеличилось со 128 и 73 в 1928 до 183 и 1141 в 1951. В 1956/57 учебный год работали 2742 учителя, из них 200 с высшим образованием, 450 с незаконченным высшим.

По Тяньшаньской области число мест в постоянных детских яслях возросло со 125 в 1940 до 160 в 1950, число детских садов — с 5 до 7 (в них детей — со 132 до 228). В 1962/63 учебном году был завершён переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. С начала 70-х годов осуществлялся переход ко всеобщему среднему обязательному образованию, который завершился к 1975. В 1984 приступили к проведению реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Дошкольное воспитание. Создана широкая сеть дошкольных учреждений. На 1. I 1990 в области действовали 297 дошкольных учреждений всех ведомств, воспитывалось 26,8 тыс. детей, их обучением и воспитанием занимались 1,5 тыс. воспитателей. Общеобразовательная школа. В 1990 в области общеобразовательных школ было 311, из них 239 средних, 63 восьмилетних и 6 начальных. Для детей с дефектами развития организованы 3 вспомогательные школы-интерната. Численность учащихся в общеобразовательных школах составляет 164,7 тыс. Для работающей молодёжи созданы 6 вечерних (сменных) школ (2,2 тыс. учащихся). В 202 школах ведутся занятия на киргизском языке, функционируют 5 школ-интернатов (количество учащихся —1833). Для организации трудового обучения создано 8 межшкольных учебно- производственных комбинатов на 712 рабочих мест. На 1. I 1990 в школах работали свыше 12,5 тыс. педагогов.

В Иссыккульской области действуют 16 музыкальных школ, в них обучаются 1744 учащихся (1989/90 учебный год) В 1990 работали 42 внешкольных учреждения, в том числе 17 детско-юношеских спортивных школ, 13 домов пионеров, 5 станций юных техников, 4— юных натуралистов, 2 станции юных туристов, 1 клуб юных моряков.

Среднее специальное образование. Учителей начальных классов готовят Пржевальское и Нарынское педагогические училища. Фельдшеров, акушерок, медсестёр — Пржевальское и Нарынское медицинские училища. В строительстве, на автотранспорте и в гидромелиорации работают выпускники Иссыккульского индустриального техникума. Функционируют Пржевальское и Нарынское музыкальные училища. Будущие агрономы, зоотехники, ветеринары обучаются в Иссыккульском и Пржевальское СПТУ. На производственной практике Нарынском совхозах-техникумах. Во всех уголках республики трудятся выпускники — продавцы, повара, пекари, кондитеры — Пржевальского кооперативного профессионально-технического училища. Всего в области 20 профессионально-технических училищ, где обучаются более 9 тысяч учащихся по 27 специальностям.

Высшее образование. На территории области имеется 1 высшее учебное заведение — Пржевальский филиал Киргосуниверситета (создан в 1940 как Учительский институт; в 1953 преобразован в Пржевальский педагогический институт; в 1987/88 учебный год на 7 факультетах обучались 3,5 тысячи студентов, работали 250 преподавателей; в 1988 институт преобразован в филиал Киргосуниверситета). Студенты обучаются на факультетах: математики, физики и общетехнических дисциплин, педагогики и методики начального обучения, художественно-графическом, естественно-географическом. В 1990/91 учебный год школьные учителя, другие работники народного образования повышают квалификацию в Иссыккульском областном и Нарынском зональном институтах усовершенствования учителей.

яндекс.ћетрика