Кыргызстан, Иссык- Куль, Нарын- все, что вы хотели узнать о  Кыргызстане
История и география  Кыргызстана. Природа и животный мир
¬се самое интересное о  ыргызстане!

Развитие строительства, как отрасли материального производства в Прииссыккулье при Советской власти.

Строительство как отрасль материального производства стало развиваться в Прииссыккулье, как и в Киргизии в целом, только при Советской власти. Молодое Советское государство сразу после окончания Гражданской войны направило все силы на восстановление народного хозяйства, а в ряде районов, кроме того, на оседание кочевников и проведение земельно-водной реформы. К апрелю 1921 в Пржевальском уезде было землеустроено около 10 тыс. крестьян и дыйкан, образовано 20 киргизских оседлых селений; были подготовлены к орошению земли (в 1921— около 100 тыс. десятин), организовывались совхозы (Иссыккульский племенной по выращиванию крупного рогатого скота, «Торуайгырский», «Токтоянский» и др.) В январе 1922 приступило к работе Караколское уездное экономическое совещание — УЭКОСО, которое привлекало к хозяйственному строительству, и в частности к строительству новых производств, как местные, так и общегосударственные средства. В октябре 1924 в Караколе открывается строит, контора Госстроя — первое предприятие будущей строительной индустрии Прииссыккулья. В 1926 в городе Рыбачье вступает в действие водочный завод, строится маслобойный, открываются судостроительно-судоремонт- ные мастерские.

Планомерное развитие всех отраслей народного хозяйства, градостроительство, развитие деревень и сёл, освоение природных минерально-сырьевых ресурсов обусловили ускоренное развитие, начиная с 1-й пятилетки, промышленности строительных материалов и строительной индустрии. В 1927—28 были построены лесопильные заводы в Караколе и Рыбачьем. На их строительство было затрачено 169 тыс. руб. Были построены лесопильные заводы: Аксууский (1929), Тюргёнский (1930), Джыргаланский (1931), Джаргылчакский (1931), Джетиогюзский (1931), работавшие сезонно. Новостройкой 1-й пятилетки был каменноугольный рудник «Джыргалан». Большая работа велась по строительству автомобильных дорог Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск, Рыбачье — Нарын. Таким образом, в 1-й пятилетке в Иссыккульской котловине функционировали в основном обрабатывающие предприятия и предприятия строительных материалов.

Во 2-й пятилетке намечалось построить малую электростанцию в г. Караколе. Принимались меры по завершению строительства автодороги Фрунзе — Рыбачье. В конце 1934 в Караколе действовали Иссыккульский рыбозавод, завод безалкогольных напитков, пивоваренный завод, винзавод. В начале 30-х гг. вошли в строй действующих Караколский и Тюпский маслозаводы, Караколская и Балыкчинская теплоэлектростанции и др. В 3-й пятилетке планировалось реконструировать пивоваренный завод, построить молочно- консервный завод в Караколе и 10 пристаней по Иссыккульскому пароходству, а также шоссейную дорогу Рыбачье — Каракол — Лизогубовка, Рыбачье — Барскон, Нарын — Торугарт. В апреле 1939 в подчинение управления стройматериалов при СНК Киргизской ССР перешло строительство цементного завода в селе Кюрмёнтю, Караколского кирпичного завода и Тюпского кирпично-черепичного завода.

яндекс.ћетрика